Во время таинственного и захватывающего процесса создания минеральной косметики, я часто задумывалась о женщинах древности. Наверняка, им, как и нам сейчас, очень хотелось выглядеть самыми прекрасными для своих любимых, и, в то же время, производить неизгладимое впечатление и на окружающих...

 Благодаря чему мне и захотелось немного окунуться в историю создания косметики. Я постаралась сделать это в не скучной форме. 

Ведь так интересно вернуться на много-много лет назад... Надеюсь, Вам понравится!

Древний Египет.

Итак...Начнем, пожалуй, с Древнего Египта.

Недаром колыбелью косметики и косметических средств считают Египет, где она была известна за несколько тысяч лет до нашей эры. В гробницах древних захоронений были обнаружены сосуды с остатками мазей, различных благовоний и масел, содержащих мускус, розовое масло, ладан, мирру, а также пинцеты, служившие для удаления волос.

 

Они изобрели румяна и белила, придававшие темным лицам светло-желтый оттенок. Блеск для губ создавался из жира и красной охры. Этот же красный цвет использовался для предания румянца.

Для подчернения верхних век женщины пользовались сернистым свинцом, нижние же — окрашивали малахитовым порошком.

В ту далекую эпоху туалетные столики богатых женщин украшали многочисленные драгоценные предметы утвари, служащие для ухода за лицом и телом. В усыпальницах, скрытых в глубине пирамид, археологи обнаружили бронзовые зеркала; драгоценные, изящно отделанные плитки, на которых готовили смеси из красок и румян; богато украшенные сосуды для хранения мазей и дорогих масел.

 

Как неоспоримое доказательство применения косметики в Древнем Египте дошли до нас скульптурные и портретные изображения египетских фараонов и их жен. Скульптура донесла до нас через 3 тысячи лет во всей ее неповторимости красоту египетской царицы Нефертити. Как заботливо украшено ее лицо, подрисованы и удлинены брови, как красивы чуть приподнятые линии рта, подчеркнутые тщательно подкрашенными губами.


Во времена царицы Нефертити помаду готовили из перламутра раковин морских моллюсков. 

Древняя Греция.

Грекам же принадлежит само слово «косметика», что означает буквально «искусство наводить порядок, украшать». Рабы, владевшие этим искусством, назывались «косметы». В специальных помещениях косметы делали массаж, компрессы и маски для лица.

 

 Древние греческие дамы использовали многие вещества для улучшения своего здоровья и внешнего вида.

Мед использовался для увлажнения кожи, оливковое масло - для защиты и придания ей соблазнительного блеска. Оливковое масло применялось для ароматизации.

Уголь,смешанный с оливковым маслом, для теней.
Сухой оксид железа, смешанный с пчелиным воском и оливковым маслом, в виде пасты, использовали для губ. Как помаду женщины могли использовать пигмент земли в сале. 

Древний Рим.

 

Косметикой могли пользоваться только знатные женщины. Куртизанки поэтому пестили «интересную бледность», которой добивались масками из ячменного теста с яйцами. Древнеримские губные помады делались на основе оленьего или говяжьего сала, прокипяченного в красном вине.

 

 Ресницы подкрашивали специальной жирной мазью, приготовленной из обыкновенной сажи, смешанной с благовониями. Вместо кисточки для туши пользовались специальной иглой. Ногти покрывали пурпуром, добываемым из раковин редких моллюсков. (Эта краска была очень дорогая.

Основу макияжа в Древнем Риме составляла пудра из свинцовых белил  или мела, смешанная с мёдом и жирными кремами. На основу наносились румяна, которые состояли из растений (пурпурные лишайники рода Rocella) или пурпурной улитки. Также охотно использовались голубые и зелёные тени и подводка. Некоторые женщины наносили нежно-голубые тени и на виски.


Лицо пудрили порошком из измельченного талька с добавлением мела и разных специй. Пуховка изготавливалась их перышек цыпленка. Модные в те времена светлые волосы можно было сделать пересыпав их после мытья золотым песком, а затем высушив на солнце.

Популярны были и маски для лица. Они изготавливались по различным рецептам; особенно ценились маски на растительной основе (например, смесь из ячменя, рога оленя, луковиц нарцисса и мёда). Маски, описанные одним из древнеримских поэтов были основаны на составляющих животного происхождения, таких как  молоко,  плацента, испражнения и внутренности животных. Как самую простую «маску» использовали - молоко ослицы, которым женщины протирали щёки семь раз в день.

Древний Китай.

 

В древнем Китае взрослая женщина должна была очень сильно краситься: на лице много белил, черные брови в форме дуги, зубы, покрытые золотистой смесью, что придавало им яркий блеск. Особым шиком для аристократичной женщины Китая были ногти. Их отращивали, за ними тщательно следили и красили в красный цвет. 
Женщины не жалели сил и средств на косметику, которой они очень активно пользовались.

 
Чтобы выглядеть изысканными, женщины из высшего общества покрывали лицо рисовой пудрой, а щеки - румянами, красили губы помадой цвета "спелой вишни".

В Китае детям было принято красить щечки красной краской в виде яблочка, чтобы Всевышний, взглянув на них, оставался доволен, видя, как они радостны и здоровы. А вот что говорили о красоте женщины китайские мудрецы: "Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит лицо". И еще: "Мудрая женщина может меняться каждый день, вовек не исчерпывая своих чудесных превращений…" 

Япония.

Японки пользовались помадой из древесного воска, семян камелии, масла, мускуса. Знать полностью сбривала брови, рисуя на лбу зеленые круги.

 

Искусству Гейш Японии и их макияжу - века. Его истоки начинаются около 1600 года до н.э. Классический вид Гейши - белое лицо, красные губы, темные глаза и уложенные волосы.

 

Индия.

Удивительная страна контрастов, традиций, обычаев и ритуалов. Природа, щедро одарила индийский народ любовью к красоте и творчеству, которая нашла воплощение и в косметике.

В Древней Индии косметикой пользовались  независимо от пола и возраста. Даже маленькие дети подвергались окраске бровей, ресниц, щек. Рисунок на лице символизировал  кастовую и религиозную принадлежность, род занятия.

 

Женщины Индии жирно подводили брови и глаза сурьмой, пятнышко между бровями на лбу – «тилака» и означало кастовую принадлежность, а у женщин ещё и замужество (пятнышко рисовали, используя тушь и копоть, а затем украшали камушком, схожим на современные стразы, бинди).

 

Ароматам в Индии придавалось особе значение. Злых духов, например, отгоняли пряные и резкие ароматы. Смола тропических растений, мирра использовались для воскуривания в индийских храмах. С этой же целью применялся и ладан, называемый «фимиамом богов» или обязательно к названию добавляли «божественный».

 

А в праздничные дни ритуально окрашивали цветными глинами или мелками подошвы ног и ладошки рук. Хной делали рисунки на кистях рук.

Европа. Эпоха - Ренесанс.

Как уже говорилось, в Средние века хитом модной тенденции в косметике стала бледная кожа, которая являлась признаком богатства, а румянец – пользовался популярностью у женщин легкого поведения. 

Но в эпоху Ренессанса использование отбеливающих средств в косметике было опасно для здоровья и жизни женщин. Как известно, в состав пудры, которую изобрела сеньора Тоффана (она знаменита изобретением яда, убившего большое количество мужчин, неверных своим женам), входил мышьяк. Но, сеньора предупреждала каждую свою клиентку, что использовать данную косметику нужно в крайних случаях, к примеру, таких, как соблазнение партнера. 
Середина 18 века
Потихоньку в моду вошли румяна и помада, служившие для предания более здорового цвета лица, как предполагали французские модницы.

 
В основном, косметика содержала природные компоненты, травы, ягоды, воду, но нередко аптекари, занимавшиеся разработкой очередного косметического средства, добавляли ртуть и азотную кислоту.

Теперь понятно, почему появилась поговорка «Красота требует жертв», ведь эти компоненты опасны для жизни.


Если вспомнить фильмы о том времени - то вы заметите, что и мужчины активно использовали косметику, так же, как и женщины. Назывались они не иначе, как денди. 


Но мода на мужскую косметику просуществовала только до 17 века.
Викторианцы не признавали вообще косметику и считали, что естественность должна быть на первом месте. 
 (300x300, 54Kb)


Поэтому, разрумяненных актрис называли проститутками, т.к. каждый, кто использовал хоть какой-то намек на косметическое средство, причислялся к человеку падшему.


В то время, уважающие себя женщины использовали маски на основе домашних рецептов – овсянки, меда, яичных желтков. Для укрепления ресниц применяли касторовое масло, рисовый порошок вместо пудры, свекольный сок – в качестве румян.

Европа. Эпоха - Средневековья.

К XVII веку особенно популярной стала пудра. Ее смешивали с яичным белком и наносили на лицо очень густым слоем - чем толще, тем лучше. Королева Англии Елизавета I прорисовывала на слое пудры сосуды лица, чтобы подчеркнуть (имитировать, конечно) прозрачность кожи.

 

Чуть позже появились мушки - кусочки черного и красного пластыря, которыми прикрывали оспинки на лице. В XVIII веке в моду вошли накладные брови из кусочков мышиных шкурок.

За щеки закладывали пробковые шарики, чтобы подчеркнуть округлость лица (сейчас это смешно себе представить). Белилами и румянами украшали даже совсем юные лица, не нуждавшиеся ни в каких украшениях... Отсюда и "кукольный" вид портретов того времени, это не каприз художника, а суровая реальность. 

 
Склонность к злоупотреблению косметикой приводила к курьезам. Сенат Франкфурта-на-Майне даже издал специальный указ, считавший обманом вовлечение в брак женщиной мужчины, если она скрывала косметикой свои недостатки. Причем женщину судили за колдовство, а брак расторгался. 

Во Франции первые косметические средства появились при Екатерине Медичи (вот она на фото).

 
 С 1566 года при дворе непременно нужно было появляться с гримом на лице (грим мог быть легкий или интенсивный) и белокурыми завитыми волосами. Любое средство изготавливалось специально для каждой женщины, многочисленные рецепты держались в строгом секрете и передавались сугубо по наследству. Со временем косметика стала играть немаловажную роль в большой политике - в самом прямом смысле слова. В эпоху правления Екатерины Медичи в ходу были мази, пудры, духи, содержащие смертельный яд.


Позже - в эпоху Людовика XVI - было принято покрывать лицо очень толстым слоем пудры - таким, что он осыпался как штукатурка. Особенно красивой считалась такая кожа, через которую просвечивали сосуды - и поэтому жилки на лице порой рисовали поверх белил, а пудру не снимали по несколько дней. Так же неумеренно пользовались и румянами.


Популярными были черные мушки, изготавливавшиеся из шелковой ткани в форме небольшого кружочка или какой-либо фигурки. Их наклеивали на лицо, шею, грудь, причем каждая мушка имела определенное значение.


Так, мушка над губой означала кокетство, на лбу - величественность, в углу глаза - страстность.

 Древняя Русь.

Бытовая косметика у русских женщин основывалась на применении продуктов животного происхождения (молока, простокваши, сметаны, меда, яичного желтка, животных жиров) и различных растений (огурцов, капусты, моркови, свеклы и др.), для ухода за волосами использовалось репейное масло.

 

Русские женщины знали, что огуречный сок, отвар петрушки делают лицо белым, а растительные жиры смягчают и восстанавливают эластичность кожи лица, шеи и рук.

 

Им были хорошо известны и лечебные свойства дикорастущих трав. Они собирали цветки, траву, ягоды, плоды, корни растений и умело использовали их для приготовления косметических средств - настоем василька, например, протирали жирную, пористую кожу; подорожник, листья крапивы, мать-и-мачехи, корни лопуха применяли при перхоти и выпадении волос.

 

Для чернения глаз и бровей использовалась черная сажа, иногда применялась коричневая краска. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел.  Волосы красили также с помощью растений: например, шелухой лука окрашивали волосы в коричневый цвет, шафраном с ромашкой - в светло-желтый. Алую краску получали из барбариса, малиновую - из молодых листьев яблони, зеленую - из перьев лука, листьев крапивы, желтую - из листьев шафрана, щавеля и коры ольхи и т.д. Язычницы знали «характер» каждого цвета и его влияние на человека, с помощью которого можно было влюбить в себя, или наоборот, отвадить, и пр.

Для помады использовали сок малины, вишни. Свеклой пользовались как румянами. 

 
Сведения об использовании косметических средств на Руси мы черпаем из письменных источников. Одним из таких свидетельств является написанное в 30-х годах XII столетия внучкой Владимира Мономаха Зоей (Евпраксией) сочинение под названием «Мази». В нем, наряду со сведениями о различных болезнях и способах их лечения, приведены советы по уходу за телом, рецепты от перхоти, средства от дурного запаха изо рта и для чистки зубов.

Растения, известные нашим далеким предкам, с успехом применялись и позже. В популярном журнале «Экономический магазин», который издавался в России с 1780 г., печатались многочисленные советы по уходу за внешностью, рекомендовались всевозможные косметические средства, например, отвар из сорочинского пшена, которым надо каждый вечер перед сном мыть лицо, средства от пигментных пятен - камфора, мирра и т. д

Косметика современности.

В современном мире, кажется,  уже нет надобности готовить самой румяна или помады,  любое косметическое средство  доступно в продаже.

Можно приобрести элексиры красоты как в супермаркетах сравнительно "недорого", так и косметику класса Люкс в более изысканных и дорогих магазинах. Есть все, что душе угодно!

 

Были бы деньги... может вполне резонно заметитькто-то из Вас.

Но, на мой взгляд, ( это моя точка зрения и Вы можете ее разделять или не соглашаться с ней) не все так гладко в гигантской косметической индустрии. Если, к примеру, в далекие времена женщины использовали пудру, то они четко знали из чего она состоит (то же касается и всего остального)!

Конечно, скажете Вы, а как же этикетки, там ведь все написано!!!

Действительно. А много ли Вы там видите знакомых названий?

Вот-вот, а, к сожалению, многие из них так же опасны и токсичны, как та ртуть или азотная кислота, которой "выбеливали" свои личика средневековые красавицы!

Я ни в коем случае не считаю, что вся косметика плохая. 

Это не так!

Я просто призываю Вас обращать больше внимания на состав того или иного косметического средства!

И если Вас насторожил(и) какой либо ингредиент(ы), то лучше отказаться от покупки данного продукта.

Я же желаю, чтобы косметика приносила Вам  радость и только положительные эмоции от ее использования!

 

© el-kens

Конструктор сайтов - uCoz